Три эффекта от дефицита коммерческой недвижимости в столицах

На рынке офисной недвижимости Санкт-Петербурга и Москвы – дефицит предложений площадью от 10 тысяч кв. м. Клиенты рыщут днём с огнём — и не находят, мы писали об этом.

В Москве аренда офиса свыше 10 тысяч кв. м доступна только в 35 бизнес-центрах, свыше 20 тысяч кв. м – лишь в 16. В Санкт-Петербурге – площадей свыше 5 тыс. кв. м осталось 7 (?!)… Отсюда — ТРИ ЭФФЕКТА на этом рынке.

ЭФФЕКТ ПЕРВЫЙ: сделки на аренду крупных площадей заключаются ещё на стадии строительства офисного центра, за год-два до сдачи объекта. Беда тут одна: ждать долго не хотят — то есть не каждый арендатор удосужится совместить свои аппетиты и строительный цикл будущего нового коммерческого пространства или офиса. Но есть и прелесть – на стадии строительства девелоперы готовы исполнить желания арендаторов – до деталей функционала и облика будущих объектов. Такая тесная работа строителей и будущих владельцев или арендаторов офисных помещений может вылиться в интересные архитектурные и дизайнерские решения, что неплохо для городской среды в целом.

ЭФФЕКТ ВТОРОЙ: спрос диктует предложение – начался рост инвестиций в рынок качественной офисной недвижимости. Например, «Галс-Девелопмент» в ближайшие несколько лет планирует вывести на рынок несколько крупных высококлассных бизнес-центров в центре Москвы.

ЭФФЕКТ ТРЕТИЙ: дефицит площадей приводит к росту арендной платы. На 2019 год рост ожидается до 5% в Москве и до 3% в Санкт-Петербурге. Но это не предел, т.к. собственники вправе диктовать арендаторам свои условия на фоне нехватке площадей.

Иногда дефицит – повод задуматься, за чем же гонка. Гигантомания коммерческих площадей – это следствие управленческого гения («под одной крышей» – сокращение издержек на управление?) или управленческого бессилия (непосильна сетевая организация работы разбросанных по разным территориям отделений крупной структуры?)? Признак расцвета экономики или её «скукоживания»? Как бы стремление арендовать площади в десяток тысяч кв. м. не иллюстрировало судьбу бизнеса словами известной детской песенки про бездомных котят: «жмёмся мы друг к дружке, чтоб теплее стало».