Муниципалитетам разрешат вернуть хозяйственную автономность?

Однажды Владимир Ильич Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть?» (2017) написал: «…любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. <Но> Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». То есть Ленин и вслед за ним Маяковский имели в виду буквально следующее: «Мы и кухарку каждую выучим управлять государством!»

Иными словами, революция предполагала расширить кухаркам кругозор. Если допустить аналогию кухарки – хозяйки дома – и муниципалитетов, то совершенно понятно, что ленинский горизонт достигнут не был. Каждый муницпалитет хотел иметь в хозяйстве свое предприятие по транспорту и похоронному делу, водоснабжению граждан и ремонту дорог, озеленению улиц и прочим банно-прачечным услугам. Как на кухне поварешки и приправы у хорошей хозяйки должны быть свои, так и в местном самоуправлении все «сервисы по городскому хозяйству» должны были находиться под рукой градоначальника и по первому свистку реагировать на его команды, даже когда средства дефицитного муниципального бюджета уступали по объёму необходимости сверхнапряжения сил. Эта ситуация то и дело приводила к банкротству МУПов, чьи функции с прямой рекомендации Москвы спешили отдать на откуп коммерческим структурам под предлогом рынка, конкуренции и прочих капиталистических трендов. Действительно, часть унитарных предприятий работает в высококонкурентной среде вроде сфер управления жилым фондом, торговли и услуг.

Но для населения оказание услуг не МУПом, а бизнесменами – это практически автоматически подорожание билетов в баню и на автобус, а для лиц БОМЖ – невозможность быть по-человечески похороненными, потому что коммерсанты, в отличие от муниципального исполнителя услуг, к «свисткам» градоначальника норовят остаться глухи и даже де-юре оказываются правы…

И вот именно об этом в Совете Федерации на заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса смогла внятно сказать коллегам Заместитель председателя Галина Карелова. Для ряда климатически неблагоприятных и малонаселенных территорий России, особенно на селе, унитарные предприятия нередко вообще оказываются единственными поставщиками коммунальных и иных услуг. Поэтому Карелова предложила оставить за регионами право самим определять количество ГУПов и МУПов:

– Полагаю целесообразным предоставить субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям право самостоятельно определять виды и количество унитарных предприятий, создаваемых на их территории, а также закрепить в законодательстве условия применения в сферах коммунальной отрасли различных форм государственно-частного партнерства, в том числе для проведения строительства и реконструкции объектов ЖКХ.

Напомним, 11 декабря 2018 года Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих унитарных предприятий. Предполагается, что до 1 января 2021 года ГУПы и МУПы, созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы. Но ФГУПы, связанные с культурной сферой, под действие закона не подпадут. Не будет и запрета на создание ГУП и МУП, если их наличие предусмотрено федеральным законом, актом президента РФ или правительства и/или если функционал таких предприятий – обеспечение национальной безопасности и обороны.

И в этом смысле предложение Галины Кареловой трудно переоценить. Иногда Росгвардию в самом деле лучше оставить бдить за безопасностью страны, чем отправлять отрядами по городам и весям спасать население от коллапсов в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, возникших потому, что «МУПов нет, а рынок подвёл». Ну и политически возможность местной власти определять, какие МУПы ей нужны для толкового жизнеобеспечения территории, – это усиление местного самоуправления в России. А это верный признак того, что федеральная власть, наконец, ощутимо подустала от ручного управления страной и что федеративная организация страны может быть востребована в жизни, а не только в названии государства. Надежда теплится – МУПы плодятся?