Валентина Матвиенко об обороте ЖКХ-квитанций: «Неужели нужно такую чушь регулировать?»

Этой весной жители Пензенской области с удивлением обнаружили на обороте платёжки за коммунальные услуги социальную рекламу про «как избежать инфаркта». В картинках, цифрах и текстах людей информировали, как диагностировать у себя смертельно опасный диагноз. Памятка была инициирована Министерством здравоохранения Пензенской области по договорённости с региональным оператором Фонда капитального ремонта домов. Сопоставив суммы за коммуналку с содержанием памятки, пензенцы приходили в волнение – кто с юмором, а кто и с негодованием.

Между тем уже год, как социальная реклама и справочно-информационные сведения на совершенно законных основаниях могут размещаться на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на их оборотной стороне. Это разрешено статьями 5 и 38 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38 «О рекламе».

Дополнительно письмом от 25.09.2018 N РП/76842/18 «О рекламе на платежных документах» Федеральная антимонопольная служба публично разъясняла, что к социальной рекламе закон относит информацию, служащую обеспечению интересов государства, благотворительным и иным общественно-полезным целям и не связанную с продвижением товаров и услуг на рынке. А вот в случае, если рекламная информация на обороте платёжек вдруг будет содержать информацию о коммерческих организациях, товарах и услугах, рекламораспространителя ожидает административная ответственность в виде штрафа: должностным лицам – от 4 до 20 тысяч рублей и юридическим лицам от 100 до 500 тысяч рублей.

Для тех, кому нестерпимо хочется прорекламировать на платёжках что-то коммерческое, даже подсказан выход: распространяйте рекламные материалы путем вложения их в конверт с платежным документом. Такая форма коммуникации с населением допустима и не является нарушением.

Конечно, уберечь население от сердечно-сосудистых заболеваний – прямой интерес государства. И всё-таки не каждой социальной рекламе место на обороте платёжек. Согласитесь, едва ли там стоит вести речь о предусмотренном государством пособии на похороны – пусть это и самая что ни на есть социальная информация! Вопрос, должно ли содержание социальной рекламы регулироваться чувством меры и вкуса или же регламентироваться документом, первой задала Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Попытки принять поправки в закон «О рекламе» предпринимались с 2014 года, только в 2017-м в третьем чтении прошли через Государственную Думу РФ, но были отклонены Советом Федерации. Матвиенко тогда дословно сказала следующее: «Неужели законом страны нужно такую чушь регулировать?». И вот спустя почти два года пензенцы доказали, что – нужно. Ну а пока, будете переворачивать платёжку — затаите дыхание, россияне!